Гафуров Ильшат Рафкатович

Другого пути нет

Как неожиданно мы все из общества, где не надо особенно задумываться над завтрашним днем, о хлебе насущном, где все было предопре­делено и ясно, очутились в условиях, где иногда не соблюдаются элемен­тарные принципы соци­альной защиты людей, где никто не гарантиру­ет не только работу’, но даже и ее оплату. Ду­маю, что плохо и первое, и второе. Здесь, види­мо, сказалась манера россиян бросаться из. од­ной крайности в другую: то мы были даже излиш­не защищены- и чрезмерно опекаемы государст­вом/ то оказались бро­шенными наедине со сбоями проблемами.

Но ведь в узком понимании государство и это институты состоят 13 людей, в большей или меньшей степени наде­ленных властью. руково­дителей от которых за­висит во многом жизнь и существование вверенных им граждан и работни­ков. Ведь они не прибы­ли к нам е других пла­нет живут, ходят, смот­рят те же программы те­левидения.               

Другими словами, они — одни из нас, только наделенные властью. Тан, может быть, мы — низы достойны друг друга., а последние никак не могли бы существо­вать без первых? А все наши сегодняшние беды и творение, ли наших собственных рук?

На такие мысли в очередной раз меня подтолкнуло письмо Двух работ­ников деревообрабатывающего цеха завода ЖБИ, присланное в газету, опубли­кованное недавно в рес­публиканской газете Труд и занятость». Эти люди, долгие годы прора­ботавшие на предприятии, все последнее время, т. е. за весь 1997 год практически не получали зарплату. Обращения в суды также не привели к получению реальных денег. Оставшись вдво­ем (остальные уволи­лись), эти рабочие до сих пор не могут добиться причитающихся им денег и, что самое печальное, есть основания полагать, что не добьются их во­все. По сути, если назы­вать вещи своими име­нами, этих людей обокра­ли. И было бы хоть как- то объяснимо, если бы не знали виновных. Но, судя по письму, в тече­ние всего прошлого года этим цехом владел част­ный предприниматель И. С. Тйхойюк при ко­тором за 10 месяцев ра­боты его подопечные по­лучили аж по 200 ты­сяч (!) рублей старыми. И, видно по всему, в этом случае пострадав­шим лучше обращаться напрямую в прокуратуру, ведь эта организация об­ладает большей оператив­ностью и зачастую более строгим контролем за исполнен нем своих реше­ний нежели сегодняшние суды.

И ведь трагедия-то в том, что случай этот далеко не единичный., а подобные формы отноше­ний между администра­цией предприятий и рабочими.

Что мешало всем нам, если зарплату не выдали 10—12 числа, как-положено по КЗОТу, 15-го к рабо­те не приступать?  Тогда руководители всех ран­гов были бы вынуждены выходить из ситуации, не залезая в наш кар­ман для беспроцентного кредитования. И. я уве­рен, никакого коллапса в экономике бы не насту­пило. Почему те же ра­бочие-поляки, лишь толь­ко происходит подобная задержка на. 2— 3 дня. объявляют забастовку, а мы можем работать месяцами, довольствуясь обещаниями? И где же наши профсоюзы, кото­рым мы отчисляем по одному проценту от еже­месячного заработка, к которые обязаны защи­щать наши права? При­думать же более кощун­ственное попрание прав людей, чем не выдача за­работанных денег, невоз­можно.

Так что е нами обра­щаются ровно настолько дурно, насколько мы са­ми это позволяем. Позво­ляем тем, что не в со­стоянии объединяться, когда это действительно нужно, что не знаем за­коне». которые нас защи­щают, что  не используем все формы цивилизо­ванной борьбы с произво­лом с помощью органов ­надзора.

Народы Европы долго и мучительно шли к Тому уровню жизни и социаль­ной защищенности, кото­рые., сегодня имеют. Мы же обязаны пройти весь этот путь куда в более короткие сроки. За нас это никто не сделает без этого мы не добьемся улучшения жизни, и даже обычного уважения со стороны власти.